понедельник, 19 апреля 2010 г.

Как выступать публично

Как перестать волноваться перед выступлением? Как заработать авторитет? Как привлечь внимание зала? Как установить контакт с аудиторией? Все это я узнал на мастер-классе Петра Осипова "Мастерство презентации - путь лидеров".

Начнем сначала.

1. Побороть волнение

Всем присущи волнения перед выступлениями. И это нормальное состояние, даже полезное. Страх отбирает силы, волнение их придает. Отсюда следует, что не стоит бояться, но волноваться, определенно, нужно. Петр рассказал, что один опытный тренер, который уже давно и профессионально занимается подобными выступлениями, перед началом изображал из себя за кулисами Кинг-Конга. Он бил себя в грудь кулаками и рычал. После чего сразу выходил на сцену. Все! В этот момент его уже ничего не могло остановить, его настрой был сильнее любой толпы и любого страха. Он не боялся, но специально вводил в себя состояние волнения.

Самонастройка очень важна, ведь кто, кроме нас самих об этом позаботится? Для этих целей есть три аутотренинга (АТ):
  • работа с телом
  • рационализация
  • вытеснение
2. Заработать авторитет

Уверенная поза настраивает на уверенное выступление. Поза выступающего выглядит примерно так: прямая спина, голова приподнята, на лице улыбка, руки раздвинуты широко, находятся на уровне груди, ладони при этом направлены вверх, ноги тоже расставлены достаточно широко, одна чуть впереди. Это отнюдь не означает, что вначале выступления надо так замереть, а в конце отмереть и уйти. Это общие концепции. Здесь, как и везде, зравый смысл - главное.

Жесты рук - ладони вверх - позитив, приглашение на равенство, просьба. Ладони вниз, сжатые кулаки - негатив, показывает свое превосходство, приказ. Вот именно так любой человек понимает жесты и этим понятием объясняет слова. Слова при этом могут быть сказаны одинаковым тоном, в одниковом темпе. Но разные жесты придадут им разную окраску. Да и самому приятно чувствовать себя большим и значимым, расхаживая по сцене и размахивая руками.

Помимо самонастройки, жесты применяются как способ привлечения внимания, для визуализации словесной информации, для выражения эмоций. Об этом нельзя забывать, выступая перед публикой.

Под рационализацией понимается положительная оценка любых ситуаций, даже с негативных и с отрицательными результатами. Не стоит бояться провалов - они бывают у всех. Провалы - это хорошо. Они дают гораздо больше, чем успех, они дают бесценный опыт. Как говорится, лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. В первом случае последует переосмысление, выводы - меньшая вероятность повторной неудачи. Во втором - жалость к себе и ничего положительного.

Вытеснение - это уверенность в себе. Как говорила одна актриса: "Невозможно простудиться в платье, которое тебе идет". Вытеснение одного состояния другим. Если ты боишься, расстроен или зол - все это будет мешать нормальному выступлению. Стоит заменить эти вредные состояния более продуктивными. Продуктивным может быть все, что угодно. Петр привел пример. Ссора молодого человеа и девушки. Взаимные упреки и т.д. Молодой человек идет в туалет, встает перед зеркалом и корчит рожи своему отражению. Через пару минут ему уже самому становится смешно: "Ну не идиот ли? Стоит в сортире и кривляется, как идиот!" Но это уже сделало свое дело. Негативный настрой вытеснен позитивным. Ему смешно. После этого молодой человек возвращается к девушке, они мирятся, живут долго и счастливо.

3. Привлечь внимание

Если выступающий начинает свой рассказ, пока в аудитории нет тишины - он себя не уважает. И никто его уважать не будет. Отсюда можно сделать вывод - надо научиться ждать. Сначала все голдят, кричат. Выступающий ждет. Это может продлиться минуту, полторы, две. За это время самые сознательные слушатели уже замолчат и приготовятся слушать. Следом подтянутся и угомонятся чуть менее сознательные. Стало тише. Выступающий ждет. В конце концов, количество готовых слушать достигает критической массы и толпа сама себя урегулирует. При выступлении Петра это проявилось как выкрик из аудитории: "Угомоните там этого, впереди!". После чего наступила тишина. Все. Выступающий дождался, можно начинать.
  • Высокий статус выступающего - говорит тихо, медленно
  • Средний статус выступающего - говорит на средней громкости и в среднем темпе
  • Низний статус выступающего - говорит громко и быстро
Получается, что если тебя не слушают, то не надо повышать голос. Как ни странно, его нужно понижать. Именно тогда, чтобы тебя услышать, слушателям придется прислушиваться. Тишина наступит обязательно.

Также, очевидно, что потерять внимаение очень просто. Для этого достаточно начать разговаривать быстро и неразборчиво, либо громко и неудобно для восприятия. Люди тут же перестанут замечать смысл фраз, но будут замечать сами фразы и очень скоро утомятся.

4. Установить контакт

Для этого существует техника зрительного контакта. Смотреть только в глаза слушателям. Если аудитория состоит из 10-15 человек, то сделать это не трудно, достаточно поочереди переводить взгляд с одного на другого. А как быть, если человек 50, 100, целый стадион? Почти так же. Нужно разбить аудиторию на сектора и скользить вглядом по секторам. Важно не "зависнуть" на одном секторе. Постоянно обращаясь, то к одному, то к другому. Слушатели охотнее воспринимают информацию, если видят, что обращаются именно к ним, а не к потолку, полу, стене или экрану проектора.

При такой игре в "радар" нужно представить себя Винни-Пухом. Его особенность в том, что у него не было шеи. Чтобы посмотреть налево, нужно повернуть весь корпус налево, направо - точно так же. Не стоит мотать только головой, или, что еще хуже, обводить всех только взглядом. Внимание тут же будет потеряно. Голова должна быть приклеена к груди, так же как и руки, если в руках микрофон. Дожна установиться своеобразная рамка, жесткий каркас. Куда бы выступающий не глянул, он повернут туда всем телом и микрофон всегда возле рта. Выступающий не забывает его в том месте, где он только что стоял.

Есть две неправильные техники общения с залом с попутным устранением страха выступления.

Первая техника - выбрать себе одного слушателя и рассказывать ему. В чем ошибка?
  1. Контакт с остальной аудиторие потерян
  2. "Избранный" человек чувтсвует себя "под прицелом" и боится пошевелиться
  3. Выступающий выглядит по меньшей мере смешно.
  4. Остальных интересует не суть доклада, а личность "избранного"
Вторая техника - смотреть поверх голов. Тоже неправильно.
  1. Тоже теряется контакт со всей аудиторией,
  2. Расказчик выглядит неуверенным в себе, пытающимся вспомнить свой рассказ.
  3. Не видит обратной отдачи от зала. Кому-то скучно, кто-то тянет руку, чтобы спросить. Все это остается за кадром.
И еще один момент. Следует помнить, что самые вредные и дотошные вопросы докладчику поступают в большей степени с краев аудитории или с ее дальних рядов. Видимо, там скапливаются люди, которые пришли, не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы говорить. Вероятно, они пришли позже, или готовятся уйти раньше.

Вот примерно такие советы и техники я вынес из мастер-класса Петра Осипова.

1 комментарий:

  1. Здорово, все разложено по полочкам!

    Благодаря мастер-классу Петра Осипова наконец-то в голове систематизировались знания о том, как выступать на публике смело и хорошо.

    Спасибо за конспект, молодец!

    ОтветитьУдалить